Интеграция

Урок русской литературы во 2 классе 
интегрированного обучения и воспитания

Общеобразовательная программа

2 класс

3 класс специальной общеобразовательной школы

для детей с нарушениями психического развития(трудности в обучении)

 

Тема: «Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

Тема: Е. Пермяк «Самое страшное»

Цели:

-создать условия для подведения итогов работы по разделу;

-способствовать развитию творческого воображения, памяти, речи учащихся;

-содействовать воспитанию коммуникабельности, умения высказывать свою точку зрения.

Цели:

-познакомить с художественными особенностями рассказа.

-формировать навык выборочного чтения, выразительного чтения, расширить словарный запас;

-способствовать развитию речи, памяти, внимания;

-содействовать воспитанию доброжелательного отношения к людям.

 

 

                                                          Ход урока

1.Организационный момент

-Друг к другу, пожалуйста, повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

И так светло сегодня в нашем классе

От теплоты сердец, сиянья глаз!

Я думаю, сегодня всё удастся,

Да, непременно, всё получится у нас!

2.Дыхательная, артикуляционная гимнастика; речевая разминка

1)Дыхательная гимнастика

Упражнение «Воздушный шарик»

-Сделайте вдох, а на выдохе изобразите, как можно надуть воображаемый воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

2)Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Шарик»

-А теперь представьте, что у вас во рту маленький шарик. Вы его катаете, упираете то в губы, то в щёки.

3)Речевая разминка

-Дополните пословицы и объясните их смысл.

Недочитанная … (книга), что непройденный … (путь).

Возьми книгу в …(руки)  – не будет … (скуки).

3.Проверка домашнего задания

-Выслушаем интересные, забавные истории, которые происходили с вами, когда вы были маленькими.

 

 

-А сейчас проверим, какими вы были внимательными при изучении биографий писателей из раздела «Я и мои друзья» (обратить внимание ребят на доску) К. И. Чуковского, А. Н. Толстого, Н. Носова).

-Поиграем в игру «Правда ли что». Если, вы согласны с утверждением, напротив задания ставите (+), а, если не согласны, ставите (-). (самостоятельно по вариантам). Карточку подпишите.

-Ребята проверьте себя по плакатам ответов. Если ваш ответ совпал с моим, продолжаете дальше проверку. Если же ответ не совпал, рядышком возле своего ответа простым карандашом помечаете правильный ответ.

 

 

 На карточке написана сказка, но без некоторых слов. Вспомнить и вставить пропущенные слова (самостоятельно).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверим, как дома научилась выразительному чтению сказки «Как друзья познаются» С. Михалкова.

4. Физкультминутка. Видео «Паровозик»

5. Новая тема и цели урока

-Сегодня, вы уже догадались, мы займёмся обобщением знаний по разделу «Я и мои друзья». Вам, ребята, придётся выполнить ряд интересных заданий. Я советую вам быть внимательными и активными. Каждое задание, выполненное вами (самостоятельно или в паре), будем оценивать.

 

 

  

-Сегодня  познакомимся с новым рассказом Е. Пермяка «Самое страшное». Будем отрабатывать умение выборочно читать, познакомимся с новыми словами, постараемся их запомнить.

6.Работа по новой теме

-Следующее задание называется «Назови произведение» Работаем в паре по карточке.

 

 

 

 

-Следующее задание «Расшифруй слова». Вам необходимо отгадать слова, зашифрованные в ребусе, записать их на карточку  в столбик и продумать, к какой произведению эти слова-предметы принадлежат. Задания-ребусы для звёздочек и смайликов разные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверим выполненное задание (вывешиваю плакаты – с ответами).

-В каких произведениях встречаются эти предметы?

 

 Первичное знакомство с рассказом.

-Как ты  думаешь, судя по названию рассказа, о чём пойдёт речь в ?

Слушаешь рассказ и

простым карандашом отмечай непонятные слова. 

 

 

Словарная работа

- Давай познакомимся с труднопроизносимыми и словарными словами, которые встретятся нам в рассказе. Посмотри на доску:

Взрос-лым ------- взрослым

Страш – но -------- страшно

Страш – но – го ---------- страшного

Чтение по частям и анализ текста

1.      Чтение 1 абзаца:

–Каким рос мальчиком Вова? Почему все

боялись его?

- Как можно одним словом назвать его поведение?

2.      Чтение 2-3 абзаца:

-Чем гордился Вова? Боялся ли Вова кого- нибудь? Было ли ему страшно?

-Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики и девочки?

 

7.Физкультминутка для глаз

Хлопаем ресницами, бабочка взлетает.

Нам зимой её так не хватает.

Соседу по парте мы подмигнём

Левым, а потом правым глазком.

Держим голову прямо и смотрим в потолок,

А потом глазами поищем пол, дружок.

У вас отлично получается,

Жаль, что зарядка для глаз завершается.

8.Продолжение работы по теме

-Следующее ваше задание называется «Кто я?» Определите, какому персонажу и из какого произведения  принадлежат следующие строки? Работаем по вариантам по карточке № 4 самостоятельно.

 

 

 

 

 

-Какой вопрос из задания «Кто я»вызвал затруднения у первого варианта? У второго варианта?

-Следующее задание «Мудрые пословицы». Вам необходимо из набора слов составить мудрые высказывания. Записать их на карточку № 5 и подумать, как их объяснить. Работаем по группам (по рядам)

 

 

3.      Чтение 4-5 абзаца:

-Что сделали животные?

4.      Чтение 6 абзаца:

- Смогла ли простить Вову бабушка?

5. Чтение до конца.

-Что случилось с Вовой?

-Почему он остался один?

Вывод: в результате поступков Вовы все от него отвернулись.

Самостоятельное чтение 3 минуты.

 

 

Выборочное чтение вслух рассказа.

9.Итог урока

-Давайте зачитаем мудрые высказывания, некоторые из них объясним.

-И мы как разумные существа плане это прекрасно понимаем и просто обязаны помогать тем, кто нуждается в нашей помощи!

- Как называется рассказ?

- Кто главный герой?

- Что с ним произошло?

 

10.Рефлексия

-Ребята, поднимите руку, кому на уроке было легко и интересно.

-Поднимите руку те, у кого возникли небольшие трудности.

-Поднимите руку, кому было очень трудно и не интересно.

11.Домашнее задание

Интересные истории про своё детство для тех ребят, которые не успели ими поделиться.

Выразительное чтение рассказа «Самое страшное» Е. Пермяка



Урок русской литературы в 3 классе 

интегрированного обучения и воспитания

3 класс

 общеобразовательной школы

 

4 класс специальной общеобразовательной школы

для детей с ОПФР (трудности в обучении)

Тема: Ю. Мориц «Идёт весна по городу»

Тема: П. Клушанцев «Из чего сделаны Солнце и Луна»

Цели:

-создать условия для знакомства с художественными особенностями стихотворения, творчеством автора;

-способствовать развитию творческого воображения, памяти, речи учащихся, умения высказывать свою точку зрения;

-содействовать воспитанию чувства прекрасного, любви и бережного отношения к окружающему миру, культуры поведения на уроке.

Цели:

-познакомить с художественными особенностями рассказа, творчеством автора;

-формировать навык выборочного чтения, выразительного чтения, расширить словарный запас;

-способствовать развитию речи, памяти, внимания;

-содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, уважительного отношения, культуры поведения на уроке.

 

                                                                    Ход урока

1.Организационный этап.

-Друг к другу, пожалуйста, повернитесь

И мило улыбнитесь.

Поверьте, что улыбки эти

Согреют всех на белом свете.

Работа с фразеологизмами.

- Садитесь те, кто в школе «не в своей тарелке»,

- садитесь те, кто «витает в облаках»,

- садитесь те, кто будет работать «засучив рукава»,

- похлопайте в ладоши, кто пришёл «бить баклуши»,

- похлопайте в ладоши, кто настроен работать «не покладая рук».

Игра «верю – не верю» (сигнальные карточки):

Верите ли вы, что сейчас урок математики?

Верите  ли вы, что сейчас урок русской литературы?

Верите  ли вы, что на уроке чтения мы решаем, считаем, поём?

Верите ли вы, что на уроке мы читаем, пересказываем, рассуждаем?

А что ещё мы делаем на уроке литературы?( Вопросы, сочиняем, играем)

2. Этап проверки домашнего задания

Приём «Экспресс-опрос»: поэтическая миниатюра  наизусть (отвечают с места, по очереди).

Приём «Письмо с белыми пятнами» (по тексту П.Клушанцева «Почему цветы и деревья тянутся к солнцу?») – выразительное чтение.

Самостоятельная работа на карточке при помощи учебника. Проверка – по образце на экране.

3. Этап актуализации знаний

Приём «Портрет автора»

- Знаете ли вы этих писателей, читали их произведения? Закончите моё высказывание.

1. Придумал Лукоморье. Написал только 7 сказок. Одна из них о золотой рыбке… (А. Пушкин)

2. Он – русский баснописец. Написал более 200 басен… (И. Крылов)

3.  Это – писательница, которая … (Ю. Мориц)

4. Он описал простыми словами очень серьёзные темы, связанные с космосом, с энциклопедиями… (П. Клушанцев)

- Какой возник вопрос при выполнении  данного задания? С произведениями какого автора мы ещё мало знакомы? (Ю. Мориц и П. Клушанцев).

Они помогут нам познакомиться с главными вопросами урока, тема которого …(в речевой разминке угадывают).

Дыхательная, артикуляционная гимнастика; речевая разминка

а)Дыхательная гимнастика

Упражнение «Одуванчик» (воспитательный момент «Что я знаю об одуванчике»)

-Сделайте вдох, а на выдохе изобразите, как разлетаются «парашютики».

б) Речевая разминка. Работа со скороговоркой «Подсолнухи»:

·        чтение учителем;

·        чтение самостоятельно (приём «Губы»);

·        чтение «хором» вслух.

Целеполагание

- Почему подсолнух называется так? Потому что растёт под солнцем и тянется к солнцу. Также растёт и одуванчик. Солнце всем даёт и тепло, и свет. Но как только наступает ночь эти растения засыпают: закрывают свои лепестки. На небе появляется… луна.  Главными героями, по мнению выбранных нами авторов (Ю. Мориц и П. Клушанцев), будут солнце и луна (рисунки на доску).

- Какие же задачи нашего урока? Продолжите фразы (на доске ):

Будем читать для того, чтобы … (лучше читать, узнавать новое, интересное)

Будем  говорить о героях для того, чтобы… (размышлять, высказывать свои мысли)

Не забудем ценить… (время, друзей, окружающий мир, знания)

4. Этап подготовки к восприятию новой темы (словарная работа)

 

Ю. Мориц предлагает проследить как  «Идёт весна по городу». Всем остальным надо обратить внимание  на слова и рисунки к тексту. А может быть здесь что-то лишнее?

Приём «Антиципация» (прогнозирование текста). О чём текст?

нежный

маленький

пушистый

щекочет

заставляет

идёт

Весна Мартовна Подснежникова

Весна Апрелевна Скворешникова

Весна Маевна Черешникова (рисунки

П. Клушанцев  на простом для детей языке объяснит сложные вещи: «Из чего сделаны солнце и луна». Девочкам помогут опорные слова и рисунки на доске:

космос

космонавт

12 апреля 1961 года

Юрий Гагарин

бинокль

телескоп

огромный шар

 

5. Этап первичного чтения

Читает учитель (или просмотр видео). Первичная беседа об эмоциональном восприятии текста. Задание: понять смысл текста, найти и объяснить «важные» слова, найти разницу с текстом учебника.

Читают самостоятельно, чтобы ответить на вопрос «о чём текст, что запомнил?», найти непонятные по смыслу слова.

Физминутка для глаз (тренажёр)

Хлопаем ресницами, бабочка взлетает.

Нам зимой её так не хватает.

Соседу по парте мы подмигнём

Левым, а потом правым глазком.

Держим голову прямо и смотрим в потолок,

А потом глазами поищем пол, дружок.

У вас отлично получается,

Жаль, что зарядка для глаз завершается.

6. Этап вторичного чтения, анализа содержания

Читают самостоятельно.

Виды работы (на доске):

·        чтение шёпотом

·        чтение «губы»

·        чтение «Книга – потолок»

·        чтение в парах

·        самостоятельная работа «Письмо с белыми пятнами» (проверка по учебнику).

Чтение вслух «цепочкой».

Работа со словарём терминов:

фразеологизмы

поэтические миниатюры

эпитет

сравнение

олицетворение

 

Совместная работа с учителем.

Вопросы о первичном восприятии:

·        О чём текст?

·        Кто такой Ю. Гагарин?

·        Что хотели всегда знать люди?

·        Какие есть увеличительные стёкла?

Работа с опорными словами на доске.

Чтение текста учителем.

Анализ содержания. Ответы на вопросы по тексту, используя цитаты в тексте – приём «Продолжи учителя».

Самостоятельное чтение в паре.

 

Физминутка «Раз подняться…» или  видеофизминутка

7. Этап обобщения и систематизации

А) Выразительное чтение :

·        «Цепочка» (по столбику)

·        Хором в паре

·        «Продолжи»

Б) Самостоятельная  работа с иллюстрацией: какие краски использовал иллюстратор, чтобы изобразить весну в городе.

В)  Творческая работа. Приём «Краски» (эпитеты к  иллюстрации на доске).

- «Оживите» рисунок на доске.

А) Самостоятельное чтение.

Б) Приём «Продолжи учителя». Чтение вслух по предложению.

В) Приём «Тонкие и толстые вопросы» (вопросы по содержанию прочитанного текста)

8. Этап информации о домашнем задании

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Идёт весна по городу» - «актёры».

 

Подготовить «Тонкие и толстые вопросы» - «режиссёры»

Подготовить выразительное чтение текста «Из чего сделаны солнце и луна?» - «актёры».

Подготовить «Тонкие и толстые вопросы» - «режиссёры».

9. Этап контроля и самоконтроля

 

Приём «Ловушка» (дети хором  исправляют ошибки  учителя при чтении текста):

Самостоятельно.

Тест «Внимательный ли ты?»:

·        Какое произведение читали на уроке?

·        Кто его автор?

·        Что представляют собой Солнце и Луна?

10. Этап подведения  итогов урока

 - Наш урок подошёл к концу. Что же у нас получилось? Удалось ли нам реализовать те задачи, которые мы ставили в начале. Вернёмся к ним. (Зачитывают, отвечают). Кого и за что можно сегодня похвалить? Кому сказать спасибо? ( Отвечают, называя имена детей).

Выставление отметок за домашнее задание и работу на уроке  самым активным. (смотреть табель урока).

Остальных детей спросить поэтическую миниатюру.

11. Этап рефлексии.

- Ребята, я всем вам говорю «спасибо» за работу на уроке. Урок мы начинали с фразеологизмов о труде, отношению к работе. Теперь эти крылатые выражения разлетелись по нашему классу. Отметку я вам поставила как учитель. А как вы оцениваете свою работу? Подойдите к тому фразеологизму, смысл которого наиболее вам подходит.

Не в своей тарелке.

Не покладая рук.

Засучив рукава.

Витать в облаках.

Бить баклуши.

    Урок окончен.

                                   

Конспект  урока  математики  во  4  классе интегрированного обучения и воспитания

По учебному плану 4 класса средней общеобразовательной школы

По учебному плану 5  класса специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями психического развития (трудности в обучении)

                                                                                              Тема урока

Закрепление «Решение задач на движение в противоположных направлениях на нахождение скорости. Решение числовых выражений с многозначным числами»

Закрепление «Простые задачи на движение. Письменное сложение и вычитание единиц измерения длины, массы, площади»

Задачи урока

1) Закреплять умение решать задачи на движение в противоположных направлениях на нахождение скорости, умение выражать числовые  значения величин в разных наименованиях, умение выполнять вычисления с многозначными числами.

2) Развивать память, логическое мышление, речь с использованием математических терминов.

3) Содействовать воспитанию усидчивости, самостоятельности, аккуратности при выполнении заданий, умения ценить время, познавательного интереса и уважения к традициям народа.

1) Закреплять умение решать простые задачи на движение; умение выполнять сложение и вычитание числовых значений единиц длины, массы, площади.

2) Развивать память, логическое мышление, речь с использованием математических терминов.

3) Содействовать воспитанию усидчивости, самостоятельности, аккуратности при выполнении заданий, умения работать в паре, познавательного интереса и уважения к традициям народа.

 

 

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час, очень рада видеть вас!

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

Друзьям своим мы улыбнулись, пожали руки, подтянулись,

Друг на друга посмотрели и за парты дружно сели.

 - Ребята, накануне Нового года мы будем украшать математическую ёлку! Мы постараемся выполнить все задания, а также спрогнозировать отметку за урок. Каждое выполненное задание – это игрушка на ёлку. Верхушка ёлки – ваша отметка за урок.

2. Проверка домашнего задания

1.     3 ученика – работа на карточке (конторка):

Задача на движение в противоположных направлениях.

Из города А одновременно  в противоположных направлениях вышли два поезда. Скорость одного была 68 км/ч, скорость второго – 64 км /ч. Какое расстояние будет между поездами через 5 ч?

Решение:

1 способ.

1)    68+64=132 (км/ч) – скорость удаления поездов;

2)    132 * 5 = 660 (км) – расстояние между поездами.

2 способ.

1)    68 * 5 = 340 (км) – расстояние 1 поезда;

2)    64 * 5 = 320 (км) – расстояние 2 поезда;

3)    340 + 320 = 660 (км)- общее расстояние.

4)    Ответ:  660 км

      Остальные фронтальная проверка: стр. 99, учебника:

№ 1 –        200 * 9 = 1800           205 * 4 = 820

№ 2 -        задача:

1)    70 + 10 = 80 (км/ч) – скорость второго поезда;

2)    70 + 80 = 150 (км /ч) – скорость удаления;

3)    900 : 150 = 6 (ч) – время поездов в пути.

Ответ : 6 часов.

1.     Взаимопроверка в паре по данному образцу – самостоятельно.

1700 * 3 = 5100

9600 : 6 = 1600

8400 : 42 = 200

8400 : 400 =21

1500 * 4 = 6000

7200 : 30 = 240

 

 

 

 

- С домашним заданием мы справились. Поэтому на нашей ёлке появляется первая игрушка.

2.     Актуализация знаний и умений

- Для того, чтобы пойти дальше, нужно вспомнить правила, которые мы будем использовать.

Самостоятельный мини-тест по использованным в д/з  правилам. Проверка в парах по образцу учителя ( 5 заданий по 2 балла):

Игра «Верно-неверно» (+ , -)

1. Порядок действий в выражениях со скобками должен быть слева направо. ( -)

2. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно числа сложить. (-)

3. Чтобы узнать скорость удаления, нужно сложить две скорости. (+)

4. Чтобы вычислить площадь квадрата, надо длину одной стороны умножить на длину второй. (+)

5. Чтобы определить скорость, надо расстояние умножить на время. (-)

Фронтальный блиц-опрос по использованным в д/з правилам.

 

Вопросы:

1. Как найти неизвестный множитель?

2. Как найти неизвестное уменьшаемое?

3.Как найти время в задачах на движение?

4. Назови правило вычисления площади прямоугольника?

5. Заполни пропуски: 1 м = …см         1 т = …ц        1кв.м = … кв.дм

 

- Знания правил мы возобновили, и на нашей ёлке – вторая игрушка.

Прогностическая диагностика:

- Ребята, у вас на партах сигнальные карточки.  Кто считает, что со всеми заданиями он справится – зелёный цвет; кто чувствует трудности – красный цвет.

3.     Устный счёт – математический самодиктант

- Чтобы добавить на ёлку третью игрушку, выполним задания устного счёта.

Задания по вариантам (2 ученика у доски).  Проверка – по образцу на доске  и  по таблице  учителя

устный счет      

1 вариант

1.                Запиши разность чисел 6700 и 300

2.                Во сколько раз число 630 больше числа 90?

3.                Запиши 240 дм в метрах

4.                Найди и запиши, какое расстояние проедет автомобиль со скоростью 70км/ч за 4 часа?

5.                Найди и запиши площадь прямоугольника со сторонами 120 см и 4 см

 

устный счет      

2 вариант

1.                Запиши разность чисел 6900 и 400

2.                Во сколько раз число 720 больше числа 80?

3.                Запиши 660 дм в метрах

4.                Найди и запиши, какое расстояние проедет автомобиль со скоростью 80км/ч за 6 часов?

5.                Найди и запиши площадь прямоугольника со сторонами 140 см и 3 см

 

5. Сообщение темы и цели урока

Воспитательный момент «А знаете ли вы…»

- Дети, а знаете ли вы, где находится Главная ёлка нашей страны? А знаете ли вы, какое животное является символом 2022 года по восточному календарю? А знаете ли вы, в какой стране Новый год наступает в феврале?

Проблемная ситуация:

1.     Нас пригласили на Главную ёлку страны в Минск. Будем добираться автобусом. Что нам надо учесть, чтобы добраться вовремя?

2.     Новый 2022 год – год тигра. Скорость тигра равна 80 км/ч. Сколько он будет добираться из Китая в Беларусь?

3.     Нам нужно подготовить класс к новогодним праздникам: украсить окна. Что нужно учитывать для украшения гирляндами, бумагой?

Примерные ответы:

1)    Время начала представления, расстояние до Минска, скорость автобуса.

2)    Тигр быстрее льва, но медленнее гепарда. От Китая до Беларуси. примерно 8000 км (7860 км).

3)    Длина и ширина окна – гирлянда. Площадь окна – бумага.

 

 

 

- Скажите, какие задания нам нужно выполнить на уроке? Для чего нужны нам такие знания? (Варианты ответов детей)

На уроке нам будут помогать выполнять задания, запоминать правила «Узелки на память» (приложение): задачи на движение, единицы измерения длины, массы, площади; алгоритм сложения и вычитания величин. Мы будем закреплять умение решать задачи на движение, выполнять вычисления с многозначными числами, а также выражать числовые  значения величин в разных наименованиях. Мы не забудем правила поведения на уроке, будем ценить время, стараться выполнять все задания.

Физминутка для глаз – тренажёр

- А теперь украсим наши окна красивыми рисунками: рисуем новогодние узоры глазами. Повторяем каждый узор 5 раз.

6.     Работа над темой

- Повторять и закреплять наши знания помогут нам учебники, а также наша дружная работа:

1.     По учебнику «Математика 4 класс 1 часть»

(Г. Муравьёва, М. Урбан, 2018)

 стр.100-101:

№ 1 – комментировано, у доски

№ 2 – комментировано, запись самостоятельно

№ 7 – самостоятельно

№ 4 – письменно, образец у доски

1.     По учебнику «Математика 5 класс 1 часть» (О. Томукевич, М.Урбан, 2013)

стр.100-102:

№ 6 – комментировано, запись образца решения на доске

№ 1 – письменно, самостоятельно

№ 2 – комментировано, образец на доске

№ 4 – самостоятельно после предварительного проговаривания

 

- Выполненные задания из учебника дают  нам возможность прикрепить четвёртую игрушку.

7. Закрепление изученного

1.     Олимпиадное задание – геометрический материал (приложение): найди площадь закрашенной фигуры – самостоятельно с последующим объяснением по чертежу у доски (1 учащийся)

2.     № 8 – задание повышенной трудности «ключик» - устно

1.     Задание на карточке, самостоятельное выполнение, взаимопроверка по образцу:

405836 + 486077 = 891913

836745 – 195826 = 640919

100000 – 2372 = 97628

Коллективная работа «Новогодняя ёлка». Задание: найдите периметр кроны ёлки и площадь ствола, используя данные рисунка. (Р=250 +250+40+40+20=600(см); S=30 * 20= 600 (кв.см))

 

 

 


                     250  см                           250 см

 

 

                            40 см                   40 см  

                                                30 см

 

                                         20 см

- Молодцы. Пятый шар украшает нашу математическую ёлку.

Физминутка «Суперфизминутка» (музыкальная)

- Теперь отдохнем, чтобы одолеть наше последнее задание..

8. Мини-диагностика

Задание на карточках из «Контрольные и самостоятельные работы по математике 4 класс» (Г. Муравьёва, М. Урбан,)

 

Задание на карточках.

1. Вычисли:

17 ц 23 кг + 12 ц 24 кг =

89 км 456 м – 48 км 398 м =

37 дм2 14см2 + 42 дм2 51 см2 =

2. Реши задачу:

Поезд прошёл  480 км за 6 ч. Какое расстояние поезд пройдёт за 8 часов с той же скоростью?

 

9. Итог урока.

- Вот какая ёлка у нас получилась. Мы выполнили задания. Ответьте на вопросы, выскажите своё мнение «Свободный микрофон».

Вопросы:

1.     Какие правила мы использовали для выполнения заданий?

2.     Задачи какого типа мы решали? На что нужно обращать внимание при их решении?

3.     Какое задание было наиболее трудным?

Вопросы:

1.     Какие задания мы сегодня выполняли?

2.     Какие правила мы повторяли?

3.     Какое задание было лёгким?

4.     Какое задание было самым трудным, нужна дополнительная помощь?

10. Рефлексия «Новогодний ёлочный шар»

- А теперь оцените себя. Одинаковая ли у вас самооценка в начале нашего урока и в конце? (Дети используют сигнальные карточки).

Закрась 4/4 шара, если понял всё, можешь выполнять сам и научить друга.

Закрась ¾ шара, если понял, но выполнять можешь при помощи  таблиц.

Закрась ½ шара, если  остались непонятные вопросы.

11. Домашнее  задание

Повторить изученные ранее правила нахождения неизвестных скорости, времени, расстояния; таблицу классов и разрядов чисел; единицы измерения длины, массы, площади, времени.

 

Урок русской литературы в 4 классе интегрированного обучения и воспитания


 

По учебному плану 4  класса  средней общеобразовательной школы

По учебному плану 5 класса специальной общеобразовательной школы

для детей с ОПФР (трудности в обучении)

 

Тема:  Обобщение по разделу «Чудеса приходят на рассвете»

Тема:  Всеволод Рождественский «Берёзка»

Задачи:

1)    обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Чудеса приходят на рассвете», закрепить представления об особенностях повести-сказки;

2)    развивать связную речь, фантазию, интерес к творчеству писателей из данного раздела;

3)    содействовать воспитанию познавательного интереса, любви и бережного, уважительного  отношения к окружающим, культуры поведения на уроке.

Задачи:

1)    познакомить с художественными особенностями стихотворения; формировать навык выборочного чтения, выразительного чтения,

2)     способствовать развитию речи, памяти, внимания; расширить словарный запас;

3)    содействовать воспитанию  чувства прекрасного, бережного отношения к окружающему миру, уважительного отношения, культуры поведения на уроке.

 

Ход урока

1.Организационный этап.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Работа с фразеологизмами.

- Друзья, вы зашли в класс. Наверное, обратили внимание на высказывания на двери.  На какое из них вы обратили своё пристальное внимание?

- Садитесь те, кто  на уроке решил  «играть в молчанку»,

- садитесь те, кого от книг «за уши не оттянешь»,

- садитесь те, кто будет работать «засучив рукава»  и намерен всем «утереть нос»,

- похлопайте в ладоши, кто пришёл  улучшить свои знания, повысить отметку – значит «взять себя в руки»,

- похлопайте в ладоши, кто считает, что у нас на уроке «хлопот полон рот».

Игра «верю – не верю» (сигнальные карточки):

Верите  ли вы, что сейчас  урок русской литературы?

Верите  ли вы, что на уроке чтения мы решаем, считаем, поём?

Верите ли вы, что на уроке мы читаем, пересказываем, рассуждаем?

А что ещё мы делаем на уроке литературы? ( Вопросы, сочиняем, играем, фантазируем, путешествуем)

2. Речевая разминка: список скороговорок № 14-

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Способ чтения: один человек  (остальные приём «губы»), хором, по рядам.

2. Этап проверки домашнего задания

 

Приём «Экспресс-опрос»: ответы на вопросы –фронтально:

1.     Что такое сказка? Назовите её отличительные признаки ?

2.     Что такое повесть-сказка? (таблица)

3.     Объясните термины: эпитет, сравнение, олицетворениегексы на доску

4.     Встречаются ли такие слова в сказках?

Самостоятельная работа в парах на карточке:  вставить в текст нужные слова, определить произведение, автора.

Проверка: чтение отрывка «Чудеса в Дедморозовке» А. Усачёва.

 

Приём «Письмо с белыми пятнами» (по тексту С. Воронина «Моя берёза» («Весной»).

Самостоятельная работа на карточке при помощи учебника.

 

 

 

 

Проверка – выразительное чтение.

Чтение памятки «Термины литературы» - самостоятельно.

Вопросы:

1.     Что такое « чудеса», как вы понимаете?

2.     Можно ли назвать чудом красоту окружающей природы?

3.     Могли бы ли вы сравнить наш класс  с главными героями – снеговиками?

 

Прогностическая самооценка «Градусник»: с какими знаниями , с каким настроением вы начинаете урок?

 Физминутка  для глаз – релаксация

- Давайте закроем глаза и представим чудесную красоту природы. Упражнение «Дождь в лесу»

 «представьте, что вы превращаетесь в лесные деревья. В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко­ высоко тянутся своими веточками, чтобы каждый листочек согрелся. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. А деревья крепко держатся корнями, устойчиво стоят и только раскачиваются . Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые дождевые капли. Но вдруг… Ура! Появилось солнышко! Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя. Они чувствуют себя бодрыми, свежими и радостными».

3.Этап актуализации знаний

 

Приём «Портрет автора» (гексы авторов на доску!)

- Знаете ли вы этих писателей, читали их произведения? Закончите моё высказывание.

1. Родилась во Владикавказе. Первая книга-сказка посвящена сыну Мите.  (Т. Крюкова)

2. Сорокина, Морковкин, Рябинина, Мерзлякин… Кто их автор? (А. Усачёв)

3.  Единственный  лауреат Нобелевской премии в области детской литературы.  (С. Лагерлёф)

4. У неё болела дочь Кэтрин. И она придумала девочку с рыжими волосами, в разных чулках… (А. Линдгрен)

5. Он любит подводное плавание,  снимает кино, но пишет фантастические истории. (Л. Бессон)

4.  Кто такой Всеволод Рождественский? ( Ещё один автор для нашего урока..)

 

4.     Сообщение темы и задач урока:

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по литературным страницам. Попадём в Фант-Азию,  пройдём по Великоигрании, заглянём в Шутландию . А пути понаблюдаем за красотой природы (берёзовая роща весной).

Тема урока класса «Обобщение по разделу…» (гекс на доску!), тема для работы девочек  - «Всеволод Рождественский «Берёзка»

Целеполагание:

- Какие же задачи нашего урока? Продолжите фразы (на доске ):

Будем читать для того, чтобы … (лучше читать, узнавать новое, интересное)

Будем  говорить о героях для того, чтобы… (размышлять, высказывать свои мысли)

Не забудем ценить… (время, друзей, окружающий мир, знания)

 

 

5.      Этапы  работы по теме урока:

 

1. - Мы определились с авторами сказок на сегодняшний урок. Сколько их? (5). А как называются произведения, повести-сказки,  с которыми мы познакомились в данном разделе?

Игра  в два этапа «Литературный лабиринт» (самостоятельно):

1.     «Пазл»: соедини автора с его произведением.

2.     «Вещи героя»: соотнеси вещь и его владельца.

1. Приём «Антиципация» (прогнозирование текста).

- Определите по выражениям, о чём текст? (список на доске)

развесила зелёные косы

одета в белое платье

встречает  лето

русская наша душа. (Берёзка)

- Что значат данные высказывания? С кем сравнивает автор дерево?( олицетворение – действия человека, эпитет – прилагательное в переносном значении).

 Первичное знакомство с текстом «Берёзка»:

А) чтение учителем

Б) вопросы по настроению текста, словарная работа.

2. Проверка по образцу на доске. (Гексы-произведения)

2. Повторное самостоятельное чтение стихотворения.

 

3.     Приём «Толстые и тонкие ответы»:

- Можно по- разному отвечать на вопросы: одним-двумя словами или целым предложением и даже текстом.

«Проверьте себя» - так называется группа вопросов к нашему уроку и обязательный шаг работы (гекс). Сейчас вы самостоятельно продумаете ответы на вопросы на стр. 103 и 104 из рубрики «Подумайте». Будем задавать вопросы друг другу, начиная словами «Вопрос № .. для …(имя)». Послушаем ваши «тонкие-толстые» ответы.

 

3.Работа с текстом стихотворения:

- чтение учащихся ( по очереди).

- вопросы по содержанию (находят в тексте)

- приём «Таймлайн» (гекс): берёза во временах года: соотнести с текстом учебника д/з, распределить иллюстрации.

4.     «Проверь себя!» :

- Слушаем  «Толстые и тонкие ответы» (говорят дети)

4. Работа с пословицами – самостоятельно в паре.

Физминутка «Суперфизминутка»

- Ребята, к нам на урок  из Фант-Азии проездом через Шутландию прибыл фантазёр. Он предлагает выполнить физминутку.

 

 

5.Приём «Таймлайн» (Нильс): самостоятельно

- Определите сказку и автора. Расставьте рисунки в нужном порядке.

 

5.     Чтение пословиц о берёзе. Объяснение смысла (работа в паре, поочередно).

- Что значит выражение «берёзовая каша»? (Наказание, розги)

 

6.     Творческая работа: приём «Портрет героя» (гекс):

- Ребята,  мы хорошо знаем героев, прочитанных произведений.  Мы с вами читатели, а я предлагаю вам быть сегодня и художниками, нарисовать  портрет героя: выделить присущие им черты  положительные и отрицательные характера. У вас на партах рисунки «банок», в которые поместятся характеры героев. У вас есть начало, а вы продолжите, выделите эпитеты (прилагательные) для героя. Сделайте вывод: какого цвета характер героя.

 

Эпитеты  - к  иллюстрациям  на доске.

«Банки»- Нильс, Пеппи, Артур, Снеговики, Митя.

Вывод: положительные и отрицательные черты маленьких героев дают в сумме оранжевый цвет - схожесть героев,

белый цвет – чистота детства, зелёный цвет – молодость, неопытность в жизни.

 

Банка «Берёзка»: читают прилагательные, добавляют из стихотворения «Берёзка», текста «Весной».

Вывод: цвет белый – чистый, примечательный; зелёный – цвет молодости, весны, начала новой жизни.

7. Этап информации о домашнем задании

 

- Мы прочитали только главы из разных повестей-сказок. Если захотите, то понравившуюся сказку вы можете прочесть в нашей школьной библиотеке, а также в электронной библиотеке сети Интернет. Посмотреть фильмы по данным сказкам и сравнить сюжет с книгой.

 

- Много стихов, рассказов, сказок , где главной героиней является берёзка. Вы можете найти такие произведения в разных библиотеках, у разных писателей.

8. Этап контроля и самоконтроля:

 - Проверим нашу  читательскую смекалку.

Приём «Фразеологизм» (гекс): определить герою, соответствующий ему фразеологизм  (крылатое выражение, главный вывод) – самостоятельно.

Проверка – комментированное чтение, по образцу.

 

Приём «Самостоятельный читатель»:

Прочитать текст «Кто чему научится» стр. 82.

Ответить на вопрос: какая главная мысль ? кем вырастете вы?

 

9. Этап подведения  итогов урока

 - Наш урок подошёл к концу. Что же у нас получилось? Удалось ли нам реализовать те задачи, которые мы ставили в начале. Вернёмся к ним. (Зачитывают, отвечают). Кого и за что можно сегодня похвалить? Кому сказать спасибо? ( Отвечают, называя имена детей).

Итоговая самооценка «Градусник»: изменилось ли ваше мнение о своих знаниях к концу урока?

Выставление отметок за домашнее задание и работу на уроке  самым активным. (смотреть табель урока).

 

10. Этап рефлексии.

- Ребята, я всем вам говорю «спасибо» за работу на уроке.  Посмотрите на схему, которую мы строили на протяжении урока. На что она похожа? (соты пчёл). Какое сравнение мы можем подобрать по отношению к себе, к своей работе? (Трудолюбивые, как пчёлки).  Но сот получилось немного, потому что наша учёба продолжается, и знания мы будем пополнять, как соты.

Урок мы начинали с фразеологизмов о труде, отношению к работе. Теперь хочется закончить урок ещё одним крылатым выражением: «соберите» пословицу (на доске: научиться то, чего не умеешь, никогда не поздно).

    Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий